?

Log in

No account? Create an account

О предновогодних школьных праздниках

В начальной школе принято устраивать праздники. Особенно это принято делать перед новым годом. Чаще всего праздник - это утренник, а утренник - это спектакль или концерт в детском исполнении. Что это означает? Означает это, как правило, то, что месяц до дня Х дети не гуляют, не посещают кружки и дополнительные занятия, не успевают сделать в школе уроки, а все время репетирую-репетируют-репетируют. И учат слова, смириться с непрерывным звучанием которых в доме может либо совсем лишенная представлений о художественности текста, либо ОЧЕНЬ толерантная семья. 

Обычно звучит что-то вроде такого:

"Молчать, противный старикашка!
Посмотри-ка на меня!
Я не старая Яга!
Я – «Мисс красавица Яга!»
В Емерике на конкурсе победила я,
И мой прикид сменился,
И новая метла. (Показывает на пылесос)
А как нас ходить учили, сейчас покажу."


Это вроде как Баба Яга Деду Морозу говорит. И показывает, наверное, тоже.

Мамы же ночами надрывно клепают костюмы одиозных персонажей - телепузиков, буратин и прочих кикимор. 

Я не против детских спектаклей. Я вообще очень люблю детские спектакли. Особенно сделанные с душой. И с нормальными текстами. И которые нравятся самим детям. И такое иногда случается, правда. И это всегда праздник. Для зрителей. Но я вот каждый раз задаюсь вопросом - не заслужили ли дети СВОЕГО праздника под Новый год? Чтобы не они (или не только они), готовясь, волнуясь, всерьез впахивая, развлекали пришедших взрослых, но и ИМ досталось немного простого веселья, радости, игры?

У дочки в школе я как-то раз провела Новогодний праздник. Мне самой очень понравилось - получилось душевно, нестандартно, детям запомнилось. А главное - получилось донести основную идею о том, что под Новый год и особенно перед Рождеством очень радостно подумать о других, сделать что-то приятное друзьям и близким. Но на следующий год идея провалилась: зачем, - сказали мне, - устраивать эту самодеятельность, если можно аниматоров пригласить? Аниматоров так аниматоров, хорошо, что у меня есть еще дети, и все участся в разных местах - можно поэкспериментировать на младшеньких... 

В этом угоду под эксперимент попал старший сын. Сначала, конечно, был спектакль. С нечистью и доктором Айболитом, хороводами и стихами. Митя, кстати, отлично сыграл своего Емелю (невзирая на чудовищный текст) и так танцевал, что я засмотрелась и не догадалась снять на видео. Вот, только на финальном прыжке опомнилась ))



Ну да я отвлеклась. Я ж о празднике хотела. Для детей. После спектакля было торжественно объявлено (не мной), что сейчас оба класса (их там всего два в началке) ждет угощение - каждый свое в соответствующем кабинете. Дети ломанулись к своему классу и обнаружили, что дверь закрыта. Самые наблюдательные довольно быстро обнаружили письмо, в котором было послание от ДМ. Не буду приводить его полностью, но суть была в  том, что пора завязывать с тортиками и конфетами и переходить на вареную морковку и салатные листья. Ну а те, кто не согласен и жаждет праздничного угощения, должны для этого немного потрудиться.

Дальнейшая схема была на редкость примитивна - ребята тянули одну из нескольких бумажек, на которой было сказано, на что именно направлено следующее испытание. Испытания были на реакцию, внимательность, самообладание, интуицию и эрудицию. Задания тоже были достаточно простые.

На реакцию - известная игра "Слон, лошадь,обезьяна" (возможны вариации "Миксер, тостер, Джеймс Бонд" и т.д.) Все стоят в кругу, ведущий показывает на одного из участников и называет один из объектов. Тот, на кого показали, а также оба его соседа (справа и слева) должны все вместе изобразить соответствующую композицию (все движения оговариваются заранее). Кто что-нибудь перепутал или не успел показать - вылетает. Можно и без выбывания, но неинтересно. 

На внимательность - объединяемся в пары и в течение десяти счетов внимательно смотрим друг на друга. Потом поворачиваемся спиной к партнеру и за те же десять счетов меняем в себе что-нибудь (в количестве пяти позиций). То есть закатываем рукава, меняем обувь с правой на левую и наоборот, снимаем носки, распукаем волосы, и пр. Поворачиваемся друг к другу и ищем отличия. Кто все нашел - тот молодец.

На самообладание - глупая, но смешная игра. Все получают бумажки с ответами типа "Да, хотя я и стесняюсь об этом рассказывать" или "Иногда по вторникам". А потом каждому задается дурацкий вопрос вроде "Правда ли, что тебе шнурки завязывает бабушка?" или "Ты любишь ковыряться в носу перед сном?", и надо ответить текстом с бумажки, не рассмеявшись и не потеряв контроля над собой.

На интуицию - играет пара, остальные наблюдают. Один получает вопрос с тремя вариантами ответов. Например, для мальчика:
Если бы ты родился девочкой, то какие хотел бы иметь волосы? Варианты ответа: зеленые, красные, хотел бы быть лысой девочкой.
Нужно молча отметить наиболее подходящий ответ. Затем второму человеку вслух задается тот же самый вопрос: "Как ты думаешь, если бы ... родился девочкой, что бы он выбрал?"  И озвучиваются варинаты ответов. Задача - угадать, что выбрал первый. Затем выходит новая пара и получает свой (разумеется, уже другой) вопрос.

Последнее задание - на эрудицию. Последним оно получается при помощи незначительного мухлежа, но это важно, чтобы именно оно было последним. Перед детьми лист ватмана, на котором расположены карточки (под ними - буквы, но дети этого пока не знают). На каждой карточке - карточка поменьше, все достаточно плотные, чтобы ничего не провсечивало (это тоже важно). Ведущий озвучивает какое-то утверждение, задача ребят - решить, правда это или нет. Утверждения могут быть самыми разными, но важно, чтобы они были проверенными. Детки-то все умные, к ним абы на чем не подъедешь.
Например: Летучие мыши могут принимать радиосигналы (правильный ответ - нет). Или: Лось - это разновидность оленя (правильный ответ - да.) Когда ответ прозвучал, ведущий открывает верхнюю карточку, под ней стоит знак + или -, который означает правильный ответ ("да" или "нет"). Если ответ был назван правильно, верхнюю карточку снимаем, но нижняя все еще остается на месте. Когда на все вопросы даны ответы (вернее, все утверждения сочтены истинными или ложными), там, где ответы были правильными, открываются и нижние карточки. Под ними - буквы, по которым можно восстановить предложение. Оно указывает на место, где спрятан ключ от класса. Чем больше букв открыто, тем, естественно, проще прочитать предложение. В нашем случае оно гласило "Ищите там, где живет музыка". После пяти минут суеты ключ был найден в одном из пианино, кабинет открыт и дети допущены, наконец, к вожделенной трапезе.

После угощения я хотела еще прянички с ними порасписывать, но что-то все уже такие уставшие были, что не стала. Пришлось наверстывать с детьми дома - не пропадать же продукту...


Я не знаю, нужно ли это было кому-то кроме меня. У учителей, мне кажется, наша самодеятельность вызвала только раздражение. Но хочется верить, что этот утренник запомнится детям если не особо яркими эмоциями, то хотя бы чем-то немного необычным. 

А прянички, кстати, очень симпатичные получились ))


фотография(2)

Comments

У меня те же самые ощущения. В прошлом году в самом начале 1 класса учительница предложила устроить день рожденья класса. Я обрадовалась, накидала кучу идей. Она, конечно, большую часть отвергла со словами "это им еще рано, они не смогут". Ну, я подумала, я всех детей не знаю, ей виднее. Но все равно получился очень неплохой сценарий. Родители были полны энтузиазма и у нас вышел хороший праздник, практически без сбоев. Я радостно впряглась - мы расписывали пряники на Новый год (хотела предварительно рассказать к чему все это, но меня забраковали родители за православную пропаганду :), устраивали командный поиск кладов на окончание 1-го класса, ставили спектакль на прощанье с букварем, проводили мастер-классы перед 23 февраля и 8 марта. И даже в этом году был праздник урожая. Ну и на этом все закончилось - теперь мы только на экскурсии будем ездить :( Посмотрим, может я рано паникую, конечно.
Это как-то грустно, потому что все становится без души и формально. А дети чувствуют фальш. Зачем тогда вообще это делать я не понимаю.
Делать понятно зачем - чтобы никто (те же родители, например, или школьная администрация) не упрекнул, что, вот, и праздников-то нет никаких...
Но я хочу тебе сказать, что Дашкины одноклассники - здоровенные лбы и взрослые девицы-восьмиклассницы - при встрече нет-нет да и припомнят, как мы с фонариками ходили и свечки делали. Так что даже однократный опыт волшебства впечатывается в сознание очень прочно на долгие годы. А то, что ты перечислила - то есть целый год прекрасных ярких событий - точно стал их бесценным багажом. Даже если это не повторится снова - уже прекрасно, что это было в их школьной жизни.
Ну вот сама же себе и ответила, а то "не знаю, нужно ли кому-то..")))
На самом деле, это очень, очень здорово, что есть люди, которым не все равно и не лень. Да не убудет у вас идей и желания и сил их воплощать)
Спасибо, Жень! Очень вдохновляющее пожелание, а то периодически иссякает и первое, и второе, и третье ))
Чудесный сценарий! А в нашей школе, где Даня, вы такого не предлагали? Мне кажется, им бы вполне подошло. Хотя спектакль, поставленный собственными силами, даже самый дурацкий, почему-то детям тоже очень важен
Да ведь и я о том же! Детский спектакль - это прекрасно! К вопросу об "опыте легализованного волшебства"... Просто очень хочется, чтобы а)он не был бы совсем уж безнравственным по сути и антиэстетичным по форме б)чтобы для детей тоже был праздник, а не только изнурительная работа.
Кстати, вот в Перспективе на день матери совершенно потрясающий спектакль был, просто психотерапевтическая ролевая игра какая-то! И сценарий классный, и сценография шикарная, и актерская игра - на уровне. И тут уже не замечаешь забытых реплик и перепутанных ног в танцах, это все вообще не имеет значения. Я до сих пор под впечатлением!
А до праздников у Дани я пока не добралась, но, думаю, все еще впереди )) Хотя там такие педагоги, что не факт, что оно нужно. Мне кажется, они сами прекрасно справляются, даже есть, чему поучиться.
о да, тексты школьных спектаклей бывают столь чудовищны, что уши в трубочку сворачиваются...

но простейший квест - это не сложно,
я вот тоже удивляюсь, ну почему всем лень?

а самый лучший школьный спектакль у нас в школе был силами учителей и родителей,
такой был смешной капустник!
(Наташа)
Привет, Тина!
У нас то же, что и у вас: перед каждым Новым годом, 8 Марта, концом года и т.п. репетиции-репетиции-репетиции... Да, гуляет меньше (4-й класс), но ни музшколу, ни секции не пропускает. Тексты учительница подбирает очень приличные (с точки зрения литературы) - у меня никаких претензий нет. И спектакли получаются отличные - у нее большой опыт в этом деле. А что касается праздника для детей - то я понимаю вашу учительницу: отыграли спектакль, все выложились, напряжение спало, и очень хочется, чтобы дети побыстрее поели и ушли - можно будет отдохнуть, а тут еще какие-то затеи родительские. Может, лучше это устроить отдельно?
Лично я своим детям устраиваю праздники дома или на даче: дни рождения с одноклассниками, Новый год, Макушка лета. Затеи те же самые: хороводы, загадки, песни-танцы, ползание, прыжки, лазание, подвижные игры, задания на сообразительность, эрудицию, внимание, поиск клада. Все дети в восторге: и мои, и их гости. Даже 10-летним "лбам" хочется, чтобы с ними поиграли!